Теги Урбанистика
23 мая 2021 г.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МОТИВИРУЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО»
Текст статьи
Для того, чтобы ответить на вопрос существует ли «мотивирующее пространство», необходимо дать определение данному термину. На первый взгляд за мотивирующее пространство можно принять общедоступную среду, побуждающую человека к действию, но это не так.
С точки зрения психологии, мотивация – это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека; побуждение, вызывающее активность индивидуума и определяющее его направленность. В основе мотивации лежит мотив – материальный или идеальный предмет, имеющий наивысшую степень значимости для субъекта [1]. Таким образом, мотивацией может обладать только человек или животное.
У человека процесс мотивации представляет собой высшую психическую функцию, системно построенную, осознанно и произвольно осуществляемую. Системность строения мотивации означает совместную работу всех психических процессов, обеспечивающую построение побуждения к действиям через внешние и внутренние операции [1].
Термин «пространство» необходимо рассматривать в узком смысле, а именно с позиции градостроительства. В контексте города, общественное пространство – это свободные от транспорта территории общего пользования, а также здания и сооружения общественного назначения, специально существующие для их использования неопределенным кругом лиц с целью проведения досуга, массовых мероприятий [2].
Пространство, как территория, не является одушевленным предметом, поэтому неправильно считать, что оно само по себе, просто фактом своего существования, может мотивировать кого-то на что-то.
Когда используют выражение «мотивирующее пространство», обычно подразумевается, что в таком месте у человека возникает больше возможностей на совершение каких-либо действий, которые приведут к достижению поставленных целей, но и это толкование не раскрывает данное понятие в полной мере.
Например, человек любит заниматься спортом и мечтает о подтянутой фигуре. Для этого, он систематически посещает спортивный зал, чтобы иметь возможность пользоваться тренажерами, которых у него нет дома. При этом, сам спортивный зал находится далеко и поездка отнимает много времени. Человек имеет мотивацию и волю, чтобы посещать это общественное место и достигать поставленную перед собой задачу. Казалось бы, что совпали все условия: есть человек, он имеет мотивацию, и есть пространство, доступное для общего пользования и имеющее необходимый инвентарь (возможности), чтобы человек смог получить в итоге то, к чему стремится. На самом деле спортивный зал в таком контексте не выступает в качестве «мотивирующего пространства». Это всего лишь место, в котором можно реализовать свои потребности, которые возникли до того, как человек оказался в такой среде.
При этом, если у человека нет мотивации, не смотря на то, что пространство будет отвечать всем необходимым требованиям, оно не будет мотивирующим. И появится ли мотивация у человека, если его поместить в такое пространство – вот главный вопрос, на который необходимо дать ответ.
Представим, что существует неблагоустроенный двор, в котором отсутствуют детские и спортивные площадки, не хватает озеленения и не организованы парковочные места. Этим дворовым пространством вынужденно пользуются разные группы населения: пенсионеры, взрослые, дети, люди, выгуливающие собак, подростки, инвалиды. Предположим, что у половины пользователей двора есть свои личные жизненные цели, а у других их нет. Например, одни люди хотят иметь хорошее здоровье, занимаясь спортом, другие стремятся вырастить умных и любознательных детей, ограждая их от любой опасности, а третьи просто хотят купить машину или мечтают о собаке. Вторая половина пользователей двора не имеет мотиваций, у них нет целей.
В таком дворе, что есть, вышеописанные мотивации людей не достижимы, так как для этого нет соответствующих условий. Когда человек находится в таком пространстве, не смотря на его внутреннее побуждение сделать что-то, он не сможет осуществить свое намерение, так как нет на это возможности. В таком случае люди будут реализовывать свои мотивации другими способами и в других местах.
Допустим, этот двор благоустроили, в нем появились безопасные детские площадки, спортивный инвентарь для разновозрастных групп населения, хвойные древесно-кустарные насаждения, закрытые территории для выгула собак, плоскостные и линейные парковки для автомобилей, освещение проездов и пешеходных путей. У первой половины пользователей двора, что имели мотивации до капитального ремонта общедомовой территории, появилась возможность реализовать поставленные задачи более быстро и эффективно, так как двор стал обладать соответствующими условиями и возможностями. При этом такое пространство не стало мотивирующим, так как у людей было побуждение к действию еще до его появления.
Гораздо интереснее проследить за людьми, у которых изначально не было мотивации к чему-либо, изменится ли их поведение, когда в шаговой доступности находится комфортная городская среда. Если этих людей изолировать от тех, кто имел изначально мотивацию, и разместить их в этой среде, то маловероятно, что они активно начнут ей пользоваться. Возможно из-за любопытства, они прибегнут к тем возможностям, что предлагает пространство, но в перспективе эта деятельность сойдет на нет, так как у этих людей нет мотива. Тогда возникнет диссонанс между наличием благоустроенной среды и ее не использованием.
Вернем в систему первую половину пользователей, у которых была изначально мотивация, не зависящая от наличия или отсутствия благоустроенного двора. Реализуя свои потребности, они будут постоянно использовать двор, тем самым создавая высокую социальную активность внутри этого пространства [3]. Так как эти люди будут транслировать процесс достижения своих целей, демонстрировать свой успех и удовольствие от объединения с единомышленниками, это влияние будет распространяться внутри социальной среды на всех, кто находится рядом.
Помещая немотивированных людей в такую среду, можно будет наблюдать их разделение на две подгруппы. Люди из первой подгруппы, глядя на то, как другие достигают поставленных целей, меняющих качество их жизни, и видя общественную значимость материального или духовного продукта, полученного в результате такой деятельности [3], захотят повторить их опыт, получить такой же результат. Одни «заразятся» мотивацией от других, понимая и осознавая ценность и собственную выгоду. Люди из второй группы так и останутся безучастными, потому что им безразличен как результат, так и сам процесс достижения целей, не смотря на неоспоримые преимущества.
Таким образом любое общественное место можно будет считать «мотивирующим пространством», если оно имеет качественное предметное наполнение, возможности для реализации человеческих потребностей и в нем создана социальная обстановка, способствующая к поведенческой активности ранее немотивированных людей.
Список литературы
1. Иванников, В. А. Анализ мотивации с позиции теории деятельности / В. А. Иванников // Национальный психологический журнал. – 2014. – №1(13). – С.47-54.
2. Ульянова, Е. В. Развитие общественных пространств: инвестиционный потенциал и модели реализации / Е. В. Ульянова. // II Петербургский Форум пространственного развития «Гармония многогранности» : презентация – URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/mediact/materials/ (дата обращения: 21.04.2021).
3. Князева, А. А. Сущность и содержание понятия «Социальная активность» // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016026200 (дата обращения: 21.04.2021).
Для цитирования
Крыласова, Е. А. Сущность и содержание понятия «Мотивирующее пространство» / Е. А. Крыласова // Будущее науки – 2021 : сборник научных статей 9-й международной молодежной научной конференции, 21-22 апреля 2021 г., в 6-х томах, Том 4 / Юго-Зап. гос. ун-т., Курск – Юго-Зап. гос. ун-т., 2021. – С. 396-399.